Скорость вращения ротора
Скважины можно бурить при двух режимах:
1) большой скорости вращения ротора и малой осевой нагрузке на долото и 2) небольшой скорости вращения ротора и повышенной осевой нагрузке.
Скорость вращения ротора и осевая нагрузка на долото прямо пропорциональны механической скорости проходки, однако это положение справедливо только для пород средней твердости. При бурении в твердых породах осевую нагрузку на долото нужно увеличивать, а скорость вращения ротора снижать.
Скорость вращения ротора снижают при увеличении диаметра! долота, уменьшении диаметра бурильных труб, увеличении абразивности проходимых пород, при переходе из пласта меньшей твердости в пласт большей твердости, а также при бурении чередующихся пластов небольшой мощности. В связи с тем что большая скорость вращения ротора вызывает значительные инерционные напряжения, для каждого диаметра бурильного инструмента на основании расчета устанавливают допустимую скорость вращения ротора, которая определяется по формуле
где D — диаметр бурильных труб в м;n — допустимая скорость вращения ротора и об/мин; I — длина вращающихся бурильных труб в м; е — модуль упругости, равный 2,1 — 106 кг/см2; g — ускорение силы тяжести, равное 9,8 м/сек2, q — вес 1 м бурильных труб в кг.
Наилучшие показатели по механической скорости и проходке за один рейс в породах средней твердости при бурении скважин на воду буровыми установками типа УРБ-ЗАМ и УРБ-4ПМ получены при скорости вращения ротора 120—250 об/мин.
Таким образом, экономически и целесообразнее бурить скважины на воду по второму режиму, который обеспечивает достаточную скорость, а следовательно, и большую проходку на одно долото.
Похожие статьи:
Статьи и новости нефтяной промышленности → Первые шаги в переработке нефти.
РЭНГМ → Погружной электродвигатель (ПЭД)