Роль нефти и газа в жизни человека.
Бензиновые двигатели появились в конце 50-х годов прошлого века, широкое использование их началось лишь в XX веке. Нефтяной двигатель, изобретенный в конце XIX столетия, к 1902 году стал основным двигателем на электростанциям и на судах морского флота. Электричество очень быстро вытеснило керосин, и значение последнего стало непрерывно падать. Зато очень быстро возрастал спрос на моторные масла.
Если толчком для развития нефтедобычи явился спрос на керосин, то эпоха нефти наступила с момента широкого применения в промышленности и особенно на транспорте разнообразных двигателей. Появлявшиеся с каждым днем все новые и новые системы двигателей внутреннего сгорания требовали легкого и тяжелого горючего и разнообразных смазочных нефтяных масел.
Первые автомобили появились в 90-х годах XIX столетия. В 1896 году во всем мире было всего Четыре автомобиля, а в 1910 году количество автомобилей превышало 10 миллионов. Дореволюционная Россия не знала своих автомобилей. Автомобильная промышленность — детище советской власти. Первый советский автомобиль проехал через Красную площадь 7 ноября 1923 года. В 1932 году советские заводы выпустили уже 24 065 автомобилей, в 1938 году — около 300 тысяч, а в 1950 году количество ежегодно выпускаемых автомобилей возросло в несколько раз по сравнению с 1938 годом.
С каждым годом выпуск советских автомобилей неуклонно будет итти вперед. Спрашивается, сколько же для них потребуется бензина?
Не менее бурно развивается в СССР и другое детище Советского государства — тракторная промышленность.
О грандиозном развитии тракторной советской промышленности говорят цифры выполнения послевоенной сталинской пятилетки.
Пути развития мировой нефтяной промышленности и весь ее современный облик и размах определились лишь тогда, когда выявилось значение нефти как топлива для моторов и сырья для химической промышленности. Армия ученых стала работать над раскрытием загадок происхождения нефти, исследовать ее строение, превращение ее составных частей. С каждым годом разветвлялось могучее генеалогическое дерево нефти. Век назад оно было небольшим саженцем с тремя веточками — тогда знали только три нефтепродукта: керосин, мазут, бензин. Ныне на нем несколько сотен ветвей — продуктов, получаемых из нефти, на* первый взгляд совершенно непохожих друг на друга.
С одной стороны, при химической обработке нефти получают пищевые минеральные масла, почти неотличимые от животных и растительных жиров, с другой стороны, из нее же получают взрывчатые вещества огромной силы — динитрогликоль.
Утром люди умываются мылом, в которое входят жирные кислоты, являющиеся нефтяным продуктом. Мужчины бреются, применяя крем, частично приготовленный из нефти, и освежаются одеколоном, содержащим нефтяные ароматические масла.
Ходим мы нередко по линолеуму, частично сделанному из нефтяного продукта, или по полу, покрытому лаком, в состав которого входят нефтяные масла.
В одежду, белье, носки и галстуки из вискозы входят производные нефти. Самопишущая ручка, выключатели, телефонные аппараты и другие предметы изготовляются из пластической массы, составной частью которой являются нефтепродукты.
Газеты печатаются красками, в которые входит нефть. На улицах по асфальтовой мостовой, приготовленной из нефтяных остатков, несутся машины, шины которых сделаны из синтетического каучука, а моторы работают на бензине.
Современная война — сказал товарищ Сталин, — есть война моторов.
Уже в первой мировой войне была видна огромная роль нефти в военном деле. Во второй мировой войне по далеко не полным данным одновременно участвовало свыше 200 тысяч самолетов, 150 тысяч танков, 40 миллионов автомобилей. Мощность моторов превысила цифру в 5 миллиардов лошадиных сил.
Движущей силой, кровью, питающей это бесчисленное количество моторов, без которых невозможна работа ни одного
Из них, является нефть и получаемые из нее нефтепродукты. Современная война требует самых разнообразных нефтепродуктов и немыслима без нефти.
Из нефти сейчас добывают свыше 700 видов нефтепродуктов, используемых в быту и в самых разнообразных отраслях промышленности, включая и пищевую.
Все большее и большее значение в народном хозяйстве СССР приобретает и природный газ, еще недавно считавшийся вредной примесью к нефти и сжигавшийся в факелах.
Газопровод Саратов—Москва является началом широкого использования газовых ресурсов Поволжья и Заволжья для столицы нашей Родины, а в дальнейшем и для других центральных промышленных районов.
Открытие крупных газовых месторождений на Украине и в Северном Предкавказье является базой для проектирования целой сети дальних газопроводов, которые будут снабжать этим лучшим и наиболее экономичным видом топлива города, заводы и сельскохозяйственные центры нашей страны.
В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР предлагается: Расширить использование газа для бытовых нужд, применение его в качестве автомобильного топлива и получение из газа химических продуктов.
По мере роста добычи и разработки методов использования газа он явится, так же как и нефть, ценнейшим сырьем для химических заводов.
Очень больших успехов добилась советская нефтяная промышленность. В будущем она их еще приумножит, и немало ценнейших продуктов из нефти и природного газа получит наш народ.
Похожие статьи:
РЭНГМ → Сборник задач по технике и технологии нефтедобычи. Мищенко Т.М.
РЭНГМ → Справочник мастера по добыче нефти. В.М. Муравьев
РЭНГМ → Магистральные нефтепроводы
РЭНГМ → Скважинная добыча нефти. Статическое и динамическое давление.
РЭНГМ → Транспорт нефти и газа-сбор и подготовка нефтепродуктов